ПЕРВАЯ ГРУПА - наиболее многочисленная и делится на следующие категории:
- тренеры, ведущие своих воспитанников от начала спортивного пути до уровня высшего мастерства. Отлаженный в их школах "конвейер" регулярно и на протяжении длительного периода времени "выдает" одаренных спортсменов, составляющих как бы "полуфабрикат" для сборных команд различных рангов, хотя при этом вполне вероятен и отсев. Тренеры этой категории являют собой лучшую часть группы личных тренеров;
- тренеры, для которых подготовка выдающегося спортсмена - чаще эпизод в его творческой биографии, во многом зависящий от везения и удачи при наборе учеников. Воспитанники таких тренеров, как правило, представляют собой законченный "продукт" обучения, и потому специалисты этой многочисленной категории - основные "поставщики" сборных команд;
- тренеры, работающие с детьми, подростками,
юношами, юниорами (реже - со взрослыми) на
начальных этапах многолетней подготовки, а затем
передающие своих учеников более опытным или
именитым коллегам. Они составляют незаменимое
звено тренировочного "конвейера", во многом
обеспечивающее успех работы специалистов двух
предыдущих категорий;
- "тренеры-ювелиры", принимающие эстафету от
личных тренеров предыдущих категорий (чаще всего
- третьей) и доводящие спортсменов до престижных
результатов и званий. Их чаще других привлекают к
работе с учениками в сборных командах - на
централизованных сборах и в период ответственных
соревнований. Они представляют собою своего рода
"живой мост" между тренерами личными и
тренерами сборных команд.
Эти последние составляют вторую группу, более
узкую по численности и состоящую из трех
категорий.
Первая категория - главные тренеры. В большинстве
случаев это - организаторы тренировочного процесса,
в целом осуществляющие контроль за работой
привлеченных личных тренеров, а также тренеров
двух нижеследующих категорий. Сложность этого
контроля заключается в том, что в ряде дисциплин
сборные команды представляют собой конгломераты
спортсменов совершенно различных специализаций
(например, легкая атлетика, пулевая стрельба,
фигурное катание и т.п.), а эффективность работы
обусловливается многообразием "узкоспециальных"
тренировочных направлений и средств.
Вторая категория - тренеры по подготовке отдельных
групп членов сборных команд. Это могут быть
объединенные между собой родственные
легкоатлетические дисциплины (прыжки, метания и
т.п.), весовые категории у борцов или боксеров
(легкие, средние, тяжелые), близкие по техническим
характеристикам группы оружия в стрельбе
(винтовка, пистолет). К этой же категории следует отнести старших
тренеров мужских и женских команд, проходящих
подготовку на объединенных сборах.
Третья категория- "узкие" специалисты,
обеспечивающие техническую, тактическую,
физическую, теоретическую и иные виды
подготовки спортсменов. Интенсивность и частота
привлечения тренеров этой категории к практике
подготовки сборных команд по различным видам
спорта неодинакова, но в ряде случаев они постоянно
участвуют в тренировочном процессе (скажем,
хореографы в фигурном катании, акробаты и
хореографы в гимнастике, акробаты в прыжках в
воду и т.п.).
в определении принадлежности специалиста к той
или иной категории, его функций и перспектив
работы в клубе, школе или другой спортивной
структуре. Модель личности - это обобщенный образ,
совокупность должностных и общественных
обязанностей, профессиональных и деловых качеств,
а также социально-психологических свойств. При ее
создании следует учитывать:
- идейные, нравственные и волевые свойства
специалиста;
- его профессиональные качества, уровень
спортивного мастерства и педагогической зрелости;
- особенности его взаимоотношений с
воспитанниками, коллегами, представителями
администрации, организаторами соревнований,
спортивными судьями и прочими лицами,
вовлеченными в сферу его профессиональной
деятельности.
Содержание работы.
знаний и навыков, необходимых в процессе
подготовки спортсменов. Эта модель служит
основанием при конструировании учебных
дисциплин и разработке содержания учебных
программ подготовки и переподготовки тренеров.
Изучение многолетней практики работы позволило
выявить и сформулировать 20 профессиональных
функций, владение которыми необходимо
спортивным наставникам. Оценить их значение было
предложено 180 специалистам высокого класса
(опрос проводился в основном среди тренеров по
разным видам спортивной борьбы), с тем чтобы
определить степень их важности в практической
работе тренер
Статья очень интересная!!!!!Спасибо Сашенька))))))))))
ВідповістиВидалитиЯ прочитал твою статью, она мне очень понравилась, особенно фотография!!
ВідповістиВидалитиМне понравилась профессия тренера.